Вторник, 22.09.2020, 17:28 
  МБОУ Напольновская средняя школа             
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Руководитель ОУ

Директор школы:

Абрамова Тамара Вячеславовна

Обращение руководителя

Электронная школа
Школьный участок

Работа учебно-опытного участка

Архив новостей
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 130
телефон гор. линии

Телефоны горячей линии по вопросам оплаты классного руководства

МБОУ Напольновская СШ

8(49148)3-87-33 Абрамова Т.В.

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка

      Язык — духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя.
      Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
      Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:
      1) освоение учащимися первоначальных знаний о звуко-буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
      2) знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.
      Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
      
осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
      
поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
      
дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
      
развитие (формирование) способности моделировать факты языка;
      
овладение ведущими методами лингвистического анализа — действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
      Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.
      Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.
      Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.
      Курс включает систему понятий, относящихся к
 фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков в слове; звуковой, звуко-слоговый анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки); предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).
      Основной языковой единицей курса является
 предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.
      Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
      Основные разделы программы:
      «Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика» (состав слова), «Морфология» (части речи), «Синтаксис и пунктуация», «Орфография», «Речевое развитие», «Чистописание».
      Раздел
 «Фонетика и графика» представлен следующим содержанием:
      • Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки. Согласные звуки парные и непарные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости. Оглушение и озвончение парных согласных в слове (дуб, сказка; просьба, молотьба). Чередование звуков в слове (свет — свеча — освещение; друг — дружба — друзья). Представление о сильной и слабой позициях звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме (дом — дома, дубы — дуб).
      • Словесное ударение. Интонация: повышение и понижение тона речи; логическое ударение; эмоциональное ударение (продление гласного или согласного звука в слове: урааа! каррр!).
      • Графика: «перевод слова звучащего в слово написанное».
      • Алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Соотношение звуков и букв.
      Значение (назначение) буквы й и букв е, ё, ю, я.
      Значение (назначение) букв ь и ъ (мягкого и твердого знаков).
      Буквы, обозначающие согласные звуки, парные по звонкости и глухости. Буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки.
      Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в слове (ь, е, ё, ю, я). Произношение согласных перед звуком [и].
      Буквы, обозначающие раздельное произношение звуков в слове (
Илья, подъезд, воробьи).
      • Небуквенные графические средства: дефис (из-за, кто-то), пробел (раздельное написание слов: в городе, ко мне, в шесть), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка).
      • 
Лексика
      Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.
      • 
Морфемика (состав слова)
      Особенности морфемного строя русского языка (слова).
      Корень, приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Морфемы, выражающие грамматическое значение слова.
      Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова:
 сад — садовник, посадка, садик; сад — сада — саду — садом — о саде.
      Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок (дом — домик — домище; заговорили — отговорили). Обогащение речи учащихся словами, разнообразными по эмоциональной окраске (экспрессивности) и стилю.
      • 
Морфология (части речи)
      Слово, его номинативные и коммуникативные функции.
      Лексическое значение слова (название предмета, явления природы; признак предмета, изменение признака; действие предмета, признак действия и др.). Грамматическое значение, грамматические категории, характеризующие слово (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Слово как часть речи. Классификация частей речи и их лексико-грамматические признаки.
      Имя существительное. Лексико-грамматические признаки: значение, род, число, падеж.
      Различение имен существительных, отвечающих на вопросы
 кто? что?, существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам (склонение имен существительных). Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения.
      Имя существительное как член предложения.
      Имя прилагательное. Лексико-грамматические признаки: значение, род, число, падеж; согласование с именем существительным. Склонение имен прилагательных.
      Имя прилагательное как член предложения.
      Личные местоимения. Значение и употребление; склонение личных местоимений.
      Личные местоимения как член предложения.
      Глагол, его лексико-грамматические признаки: значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. I и II спряжение глаголов.
      Глагол как член предложения.
      Наречие. Лексико-грамматические признаки, употребление в речи. Наречие как член предложения.
      Предлог, союз. Роль (назначение) в предложении (речи).

Синтаксис и пунктуация

      Предложение как единица языка и речи. Предложение — словосочетание — слово: их сходство и различия.
      Текст. Признаки текста. Типы текстов. Предложение и текст.
      Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза; логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания — сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Предложения восклицательные и невосклицательные по интонации. Интонация и ее значение для выражения законченности высказывания (законченности мысли).
      Простое и сложное предложения. Распространенное и нераспространенное предложения. Главные члены предложения, грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения.
      Связь слов в предложении. Однородные члены предложения.
      Прямая речь, обращение (общее знакомство).
      Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в сложных предложениях (простейшие случаи).
      Анализ и преобразование готового языкового материала, создание (конструирование) высказывания: речевой замысел, выбор соответствующих речевых средств, конструирование речи (предложения, текста).

Орфография

      Знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без терминологии): традиционным, или историческим (написание так называемых словарных слов и слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу), основанным на запоминании; морфологическим (общие для родственных слов значимые части — морфемы — сохраняют на письме единое написание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова); фонетическим (написание, соответствующее установке «пиши, как слышишь»).
      Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова; правописание сочетаний жи — ши; ча — ща; чу — щу; чк — чн. Раздельное написание предлогов со словами; гласные и согласные в приставках; правописание суффиксов -ик-, -ек-; непроизносимые согласные, двойные согласные; разделительные мягкий и твердый знаки.
      Правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных; правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание
 не с глаголами.
      Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных и глаголов.
      Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
      Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Чистописание

      Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
      На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце I  класса (после изучения всех букв алфавита) и во II классе один урок в неделю, в III—I V  классах — по 8—10 мин на уроках грамматики и правописания. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке.
      Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В I—II классах это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.
      В III—IV классах содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку).
      На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д. Письмо учащихся начальных классов должно быть опрятным, четким, достаточно быстрым.
      Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
      Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.

Речевое развитие1

      Обогащение активного и пассивного словаря, развитие мотивов и средств речевой деятельности, ее содержательности (знание предмета речи), правильности (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической), точности (соответствие выбора средств языка речевой ситуации), выразительности, благозвучности, развитие логической стороны речи;
      
способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное;
      
развитие двух планов речи — внутреннего и внешнего (на уровне замысла, выстраивания логики, выбора слова, интонации и т. д.).
      Воспроизведение или самостоятельное создание небольшого текста (повествования, описания), несложных лингвистических текстов (с опорой на аналитические планы).
      
Проверка и оценка усвоения программы. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), тесты, обучающие изложения и сочинения.
      Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс — 8—10, III класс — 10—12, IV класс — 12—15. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: I  класс, в конце года — 15—17; II класс, в первом полугодии — 30—35, в конце года — 40—45; III класс, в конце первого полугодия — 50—55, в конце года — 55—60; IV класс, в конце первого полугодия — 65—70, в конце года — 75—85.
      В текстах, предназначенных для изложения во II классе, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Тексты по содержанию подбираются с учетом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.
      В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов по темам программы, опираясь на собственный опыт и уровень подготовленности учащихся конкретного класса.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

      В результате изучения русского языка ученик должен знать /   понимать :
      изученные части речи, их лексические и грамматические признаки;
      значение и назначение корня, приставки, суффикса, окончания для образования однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;
      типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (интонации);
      признаки простого и сложного, распространенного и нераспространенного предложений, главных и второстепенных членов;
      
уметь:
      различать буквы и звуки;
      анализировать — кратко характеризовать, различать и сравнивать:

      

•  

звуки речи и буквы, их обозначающие; Ø сильное и слабое положение звуков в слове;

 

•  

состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание) изученных частей речи;

 

•  

однокоренные слова и формы слов;

 

•  

предлоги и приставки;

 

•  

лексико-грамматические признаки изученных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, личного местоимения, наречия);

 

•  

словосочетание и предложение; простое и сложное распространенное и нераспространенное предложения; сложное предложение и предложение с однородными членами; виды предложений по цели высказывания и интонации (эмоциональной окраске);

 

•  

различать произношение и написание слов, находить способы проверки написания слов (изменением формы слова, подбором однокоренных слов);

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

•  

адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

 

•  

работы со словарями;

 

•  

соблюдения орфоэпических норм;

 

•  

создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике в форме повествования и описания;

 

•  

овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

 

•  

воспроизведения и создания несложных лингвистических текстов;

 

•  

разборчивого и аккуратного списывания (70—90 слов) и письма под диктовку текстов (75—85 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами (знаками препинания).

 

ПРОГРАММА2

1 КЛАСС (48 ч)

Фонетика и графика (27 ч)

      Звуки речи и слово. Звуки гласные и согласные, буквы, их обозначающие.
      Обозначение буквами
 е, ё, ю, я двух звуков в начале слова [йэ], [йо], [йу], [йа].
      Звук [й] и буква
 й.
      Мягкие и твердые согласные, обозначение мягкости согласных на письме
 ь (мягким знаком), буквами е, ё, ю, я.
      Произношение согласных перед звуком [и].
      Только мягкие согласные звуки [й], [ч], [щ].
      Только твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц].
      Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями
 жи — ши, ча — ща, чу — щу.
      Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как
 мел, мель, яма, ель и т. д.
      Деление слов на слоги.
      Перенос слов.
      Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных (общее знакомство).
      Согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости и глухости.
      Произношение и обозначение на письме парных согласных на конце слова и перед гласными (общее знакомство).

Слово (11 ч)

      Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Слово — имя собственное.
      Слова, близкие по смыслу, слова, противоположные по смыслу; слова и оттенки их лексического значения. Эмоциональная окраска слова.

Синтаксис и пунктуация (10 ч)

      Предложение, его смысловая и интонационная законченность.
      Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске. Интонация; предложения восклицательные и невосклицательные. Оформление предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи, пауза) и на письме (знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Слова с непроверяемыми написаниями

      Арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс

      В результате изучения русского языка в I  классе ученик должен знать / понимать:
      виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
      оформление предложений на письме;
      смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
      слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
      различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
      звук [й] и буква
 й;
      слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
      гласные ударные и безударные;
      согласные твердые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
      согласные только твердые, согласные только мягкие;
      согласные, парные по звонкости и глухости;
      соотношение количества звуков и букв в таких словах, как
 мел, мель, яма, ель;
      
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
      соблюдения орфоэпических норм (норм литературного произношения) в наиболее употребительных словах;
      оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
      деления слов на слоги и для переноса;
      определения ударного слога в слове;
      использования прописной буквы в именах собственных;
      написания слов с сочетаниями
 жи — щи, ча — ща, чу — щу;
      обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
      правильного написания слов типа
 пень, яма;
      правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
      четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
      правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
      письма под диктовку текстов (15—17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
      устного составления текста из 3—5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.

 

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Наша эмблема
Наша гордость
Ученики о школе
"1 сентября"

Мне нравится, как начинается осень. 1 сентября - это День знаний, а значит, скоро нужно будет садиться за парты, выполнять домашние задания, веселиться на переменах и ждать следующего звонка на урок. Первого сентября мы встречаемся с классным руководителем и друзьями, дарим цветы учителям и говорим о каникулах. В этот день всегда очень шумно и радостно. Звучит красивая музыка, а в руках у ребят много красивых букетов. Первое сентября еще и грустный день, потому что летние каникулы закончились, а до следующего лета - далеко.

Демина Алина, 5 класс

Телефон гор. линии

Созданы телефоны горячей линии по вопросам ЕГЭ и ГИА 2018

МБОУ Напольновская СШ

8(49148)3-87-33 Абрамова Т.В.

Отдел Образования Сараевский Муниципальный район

8(49148)3-19-03 Шипилова О.М.

Министерство образования Рязанской области

8 (4912)25-66-88 Пронина Е. В.

Навигатор
Сайты ОУ района

МОУ Можарская СОШ

МОУ Сараевская СОШ

МОУ Алексеевская СОШ

МОУ Борецкая СОШ

МОУ Новобокинская СОШ

МОУ Муравлянская СОШ

МОУ Карл-Марксовская СОШ

Технологический техникум

Телефон доверия

Созданы телефоны доверия по Рязанской области

УМВД России по Рязанской области:

21 – 63 – 07

Прокуратуры Рязанской области:

25 – 20 – 85

Полезные ссылки


          Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   Единое окно доступа к образовательным ресурсам                         
                      
                                   http://mounapschool.ru/   © 2020Конструктор сайтов - uCoz