РУССКИЙ
ЯЗЫК
Пояснительная
записка
Язык —
духовная, культурно-историческая
ценность народа, и образование младших
школьников в области родного русского
языка представляет собой определяющее
условие личностного, духовно-нравственного,
эмоционального, интеллектуального
развития младшего школьника, формирование
индивидуальности ребенка, средство
становления всех форм общения —
говорения, письма, слушания, чтения,
средство познания окружающего мира и
самого себя. Цель
курса — открыть детям родной язык
как предмет изучения, воспитать у младших
школьников чувство сопричастности к
сохранению чистоты, выразительности,
уникальности родного слова, пробудить
интерес и стремление к его
изучению. Программа
ориентирована на формирование у младших
школьников представления о русском
родном языке как целостной системе. Это
предполагает: 1) освоение
учащимися первоначальных знаний о
звуко-буквенном и словарном составе
родного языка; его лексико-грамматическом
и синтаксическом строе, особенностях
словообразования; 2) знакомство
учащихся с нормами литературного
произношения, с основными принципами
и правилами правописания и пунктуации,
с особенностями двух форм речи —
устной и письменной. Программа
ориентирована также на собственно
лингвистическое и речевое развитие
младших школьников: осознание
(различение) детьми
двух реальностей — окружающего мира
и слова, называющего (отражающего) этот
мир во всем его многообразии; поддержание и
развитие «чувства языка», свойственного
детям; дополнение интуитивного
владения языком осознанным отношением
к его фактам и
закономерностям; развитие (формирование) способности моделировать
факты языка; овладение
ведущими методами лингвистического
анализа — действиями изменения и
сравнения; развитие фонематического
слуха. Программа
предполагает изучение родного языка в
единстве с целенаправленным формированием
у детей развернутой структуры учебной
деятельности и познавательной
самостоятельности: умение самостоятельно
планировать учебную работу и пользоваться
различными справочными материалами
(таблицами, схемами-моделями,
алгоритмическими предписаниями,
словарями и т. д.), способность к
самооценке и самоконтролю. Умение
планировать учебную работу рассматривается
как общий способ учебной деятельности:
осознание ребенком цели предстоящей
работы, необходимых познавательных
действий и учебных средств для ее
выполнения, установление последовательности
и распределение во времени учебной
работы. Самооценка
и самоконтроль, тесно связанные с умением
самостоятельно планировать учебную
работу, формируются как готовность и
способность ученика соотнести содержание
задания с теми знаниями, которыми он
располагает, решить для себя, возможно
ли восстановить (по памяти, учебнику,
тетради и т. д.) и нужно ли дополнить
эти знания для успешного выполнения
задания. Курс
включает систему понятий, относящихся
к фонетике (звуки
речи, их фонетическая характеристика,
сильная и слабая позиции звуков в слове;
звуковой, звуко-слоговый анализ
слова), графике (состав
русского алфавита, соотношение между
звуками речи и буквами, их
обозначающими), слову (морфемный
состав слова, лексическое богатство
языка, прямое и переносное значение
слова, синонимы и антонимы, многозначность
слова; части речи, их лексико-грамматические
признаки); предложению (смысловая
и интонационная законченность, связь
слов в предложении; словосочетание как
распространенное слово; виды предложений
по цели высказывания и эмоциональной
окраске, интонации; распространенные
и нераспространенные предложения;
предложения простые и сложные; предложение
и текст). Основной
языковой единицей курса является предложение.
В связи с предложением изучаются другие
единицы языка. Программа
строится по годам обучения в соответствии
с принципами природосообразности,
поэтапности, непрерывности, с
психолого-педагогическими особенностями
обучения младших школьников. Формируемые
языковые понятия соответствуют научным
представлениям и в дальнейшем не требуют
переучивания, а нуждаются лишь в
углублении и более широкой
конкретизации. Основные
разделы программы: «Фонетика
и графика», «Лексика», «Морфемика»
(состав слова), «Морфология» (части
речи), «Синтаксис и пунктуация»,
«Орфография», «Речевое развитие»,
«Чистописание». Раздел «Фонетика
и графика» представлен
следующим содержанием: • Звуки
речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие
и глухие, мягкие и твердые согласные
звуки. Согласные звуки парные и непарные
по звонкости и глухости, по твердости
и мягкости. Оглушение и озвончение
парных согласных в слове (дуб, сказка;
просьба, молотьба). Чередование звуков
в слове (свет — свеча — освещение;
друг — дружба — друзья). Представление
о сильной и слабой позициях звуков в
слове (без терминологии) и обозначение
этих звуков на письме (дом — дома,
дубы — дуб). • Словесное
ударение. Интонация: повышение и понижение
тона речи; логическое ударение;
эмоциональное ударение (продление
гласного или согласного звука в слове:
урааа! каррр!). • Графика:
«перевод слова звучащего в слово
написанное». • Алфавит.
Буквы, обозначающие гласные и согласные
звуки. Соотношение звуков и
букв. Значение
(назначение) буквы й и букв е, ё, ю,
я. Значение
(назначение) букв ь и ъ (мягкого и твердого
знаков). Буквы,
обозначающие согласные звуки, парные
по звонкости и глухости. Буквы, обозначающие
непарные звонкие и глухие согласные
звуки. Буквы,
обозначающие мягкость согласных звуков
в слове (ь, е, ё, ю, я). Произношение
согласных перед звуком [и]. Буквы,
обозначающие раздельное произношение
звуков в слове (Илья,
подъезд, воробьи). • Небуквенные
графические средства: дефис (из-за,
кто-то), пробел (раздельное написание
слов: в городе, ко мне, в шесть), черточка
(знак переноса: кни-га,
по-крышка). • Лексика Слово
и его значение. Словарное богатство
русского языка. Слова однозначные и
многозначные. Синонимы и антонимы.
Прямое и переносное значение слова.
Использование словарей русского
языка. • Морфемика (состав
слова) Особенности
морфемного строя русского языка
(слова). Корень,
приставка, суффикс, окончание как
значимые части слова. Морфемы, выражающие
грамматическое значение слова. Слова
однокоренные и разные формы одного и
того же слова: сад —
садовник, посадка, садик; сад — сада —
саду — садом — о саде. Смысловые,
эмоциональные, изобразительные
возможности суффиксов и приставок
(дом — домик — домище; заговорили —
отговорили). Обогащение речи учащихся
словами, разнообразными по эмоциональной
окраске (экспрессивности) и
стилю. • Морфология (части
речи) Слово, его
номинативные и коммуникативные
функции. Лексическое
значение слова (название предмета,
явления природы; признак предмета,
изменение признака; действие предмета,
признак действия и др.). Грамматическое
значение, грамматические категории,
характеризующие слово (род, число, падеж,
лицо, время, склонение, спряжение). Слово
как часть речи. Классификация частей
речи и их лексико-грамматические
признаки. Имя
существительное. Лексико-грамматические
признаки: значение, род, число,
падеж. Различение
имен существительных, отвечающих на
вопросы кто? что?,
существительных мужского, женского и
среднего рода. Изменение существительных
по числам и падежам (склонение имен
существительных). Различение существительных
1, 2 и 3-го склонения. Имя
существительное как член предложения. Имя
прилагательное. Лексико-грамматические
признаки: значение, род, число, падеж;
согласование с именем существительным.
Склонение имен прилагательных. Имя
прилагательное как член
предложения. Личные
местоимения. Значение и употребление;
склонение личных местоимений. Личные
местоимения как член предложения. Глагол,
его лексико-грамматические признаки:
значение и употребление в речи.
Неопределенная форма глагола. Изменение
по временам. Изменение по лицам и числам
в настоящем и будущем времени; по родам
и числам в прошедшем времени. I и II
спряжение глаголов. Глагол
как член предложения. Наречие.
Лексико-грамматические признаки,
употребление в речи. Наречие как член
предложения. Предлог,
союз. Роль (назначение) в предложении
(речи).
Синтаксис
и пунктуация
Предложение
как единица языка и речи. Предложение —
словосочетание — слово: их сходство
и различия. Текст.
Признаки текста. Типы текстов. Предложение
и текст. Порядок
слов в предложении. Предложения, различные
по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные. Интонация
(повышение и понижение тона, пауза;
логическое ударение, эмоциональная
окраска высказывания — сообщения,
вопроса, совета, просьбы, приказа).
Предложения восклицательные и
невосклицательные по интонации. Интонация
и ее значение для выражения законченности
высказывания (законченности
мысли). Простое и
сложное предложения. Распространенное
и нераспространенное предложения.
Главные члены предложения, грамматическая
основа предложения. Второстепенные
члены предложения. Связь
слов в предложении. Однородные члены
предложения. Прямая
речь, обращение (общее знакомство). Знаки
препинания в конце предложения. Знаки
препинания в предложениях с однородными
членами. Знаки препинания в сложных
предложениях (простейшие случаи). Анализ
и преобразование готового языкового
материала, создание (конструирование)
высказывания: речевой замысел, выбор
соответствующих речевых средств,
конструирование речи (предложения,
текста).
Орфография
Знакомство
учащихся с различными принципами
русского правописания (без
терминологии): традиционным,
или историческим (написание
так называемых словарных слов и слов с
сочетаниями жи — ши,
ча — ща, чу — щу),
основанным на запоминании; морфологическим (общие
для родственных слов значимые части —
морфемы — сохраняют на письме единое
написание, хотя в произношении различаются
в зависимости от фонетических условий,
в которых оказываются звуки, входящие
в состав значимых частей
слова); фонетическим (написание,
соответствующее установке «пиши, как
слышишь»). Правописание
безударных гласных, парных звонких и
глухих согласных в корне слова;
правописание сочетаний жи — ши;
ча — ща; чу — щу; чк — чн.
Раздельное написание предлогов со
словами; гласные и согласные в приставках;
правописание суффиксов -ик-, -ек-;
непроизносимые согласные, двойные
согласные; разделительные мягкий и
твердый знаки. Правописание
безударных падежных окончаний имен
существительных и прилагательных;
правописание безударных личных окончаний
глаголов. Правописание не с
глаголами. Мягкий
знак после шипящих в конце имен
существительных и глаголов. Употребление
прописной буквы в начале предложения,
в именах собственных. Разные
способы проверки правописания слов:
изменение формы слова, подбор однокоренных
слов, использование орфографического
словаря.
Чистописание
Целью
работы по чистописанию является
формирование четкого, достаточно
красивого и быстрого письма. В задачи
специальных занятий входит развитие
мелких мышц и свободы движения руки
(предплечья, кисти, пальцев), отработка
правильного начертания букв, рациональных
соединений, достижение ритмичности и
плавности письма. На
совершенствование каллиграфически
правильного письма рекомендуется
отводить в конце I класса (после
изучения всех букв алфавита) и во
II классе один урок в неделю, в III—I V
классах — по 8—10 мин на уроках
грамматики и правописания. Кроме
коллективных форм, работа по
совершенствованию грамматических
навыков проводится в индивидуальном
порядке. Содержание
этих занятий определяется программой
по чистописанию для каждого класса.
В I—II классах это упражнения для
развития руки и глазомера, письмо букв
в порядке усложнения их начертаний, по
группам, а также письмо отдельных букв,
трудных по начертанию. Кроме букв, дети
пишут слова, предложения, тексты,
упражняются в списывании, в письме под
диктовку. В III—IV классах
содержание графических упражнений
составляет письмо трудных по форме
букв, букв, поддающихся при ускорении
письма деформации, типичных соединений
букв, письмо слов, предложений, небольших
текстов по образцу и самостоятельно
(при списывании с печатного шрифта, при
письме под диктовку). На
занятиях проводятся также упражнения
по предупреждению и исправлению недочетов
каллиграфического характера: несоблюдения
наклона букв и равного расстояния между
элементами букв, буквами и словами на
строке; нарушения параллельности
одинаково направленных штрихов,
соразмерности пропорций прописных и
строчных букв, линейности (соблюдение
одинаковой высоты букв на всей строчке
письма); искажения форм букв или их
отдельных элементов и т. д.
Коллективные упражнения по чистописанию
следует связывать по мере возможности
с изучаемым на уроке грамматическим
материалом, усвоением написания слов
с непроверяемыми безударными гласными,
двойными согласными и т. д. Письмо
учащихся начальных классов должно быть
опрятным, четким, достаточно
быстрым. Работа
по каллиграфии содействует нравственному,
эстетическому развитию школьников,
воспитанию у них аккуратности, трудолюбия,
добросовестного и старательного
отношения к выполнению любой
работы. Программа
предполагает взаимосвязанное и осознанное
изучение всех ее разделов и единиц языка
(предложения, слова, звука) с учетом их
практической значимости для формирования
речевых умений и навыков, грамотного,
графически правильного письма.
Речевое
развитие1
Обогащение
активного и пассивного словаря, развитие мотивов
и средств речевой деятельности, ее
содержательности (знание предмета
речи), правильности (грамматической и
орфографической, стилистической и
орфоэпической), точности (соответствие
выбора средств языка речевой ситуации),
выразительности, благозвучности, развитие
логической стороны речи; способности слышать,
различать и воспроизводить интонационную,
эмоционально-смысловую стороны речи,
паузы, ударение не только словесное
(орфоэпическое), но и логическое,
эмоциональное; развитие
двух планов речи —
внутреннего и внешнего (на уровне
замысла, выстраивания логики, выбора
слова, интонации и т. д.). Воспроизведение
или самостоятельное создание небольшого
текста (повествования, описания),
несложных лингвистических текстов (с
опорой на аналитические планы). Проверка
и оценка усвоения программы. Основными
видами письменных работ по русскому
языку являются списывание, диктанты
(объяснительные, предупредительные,
зрительные, творческие, контрольные,
словарные и т. д.), тесты, обучающие
изложения и сочинения. Примерное
количество слов для словарных диктантов:
II класс — 8—10, III класс —
10—12, IV класс — 12—15. Количество
слов в текстах, предназначенных для
контрольных диктантов: I класс, в
конце года — 15—17; II класс, в первом
полугодии — 30—35, в конце года —
40—45; III класс, в конце первого
полугодия — 50—55, в конце года —
55—60; IV класс, в конце первого полугодия —
65—70, в конце года — 75—85. В
текстах, предназначенных для изложения
во II классе, количество слов для
каждого класса соответственно
увеличивается на 15—20. Тексты по содержанию
подбираются с учетом их познавательного,
воспитательного воздействия на
учащихся. В программе
указано примерное количество часов на
изучение каждого раздела. Учитель может
самостоятельно распределять количество
часов по темам программы, опираясь на
собственный опыт и уровень подготовленности
учащихся конкретного класса.
Требования
к уровню подготовки оканчивающих
начальную школу
В
результате изучения русского языка
ученик должен знать /
понимать : изученные
части речи, их лексические и грамматические
признаки; значение
и назначение корня, приставки, суффикса,
окончания для образования однокоренных
слов и разных форм одного и того же
слова; типы
предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске (интонации); признаки
простого и сложного, распространенного
и нераспространенного предложений,
главных и второстепенных
членов; уметь: различать
буквы и звуки; анализировать —
кратко характеризовать, различать и
сравнивать:
|
•
|
звуки речи и буквы, их
обозначающие; Ø сильное и слабое
положение звуков в слове;
|
|
•
|
состав слова (корень,
приставку, суффикс, окончание) изученных
частей речи;
|
|
•
|
однокоренные слова и формы
слов;
|
|
•
|
предлоги и приставки;
|
|
•
|
лексико-грамматические
признаки изученных частей речи (имени
существительного, имени прилагательного,
глагола, личного местоимения, наречия);
|
|
•
|
словосочетание и предложение;
простое и сложное распространенное
и нераспространенное предложения;
сложное предложение и предложение с
однородными членами; виды предложений
по цели высказывания и интонации
(эмоциональной окраске);
|
|
•
|
различать произношение и
написание слов, находить способы
проверки написания слов (изменением
формы слова, подбором однокоренных
слов);
|
|
использовать
приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни для:
|
|
•
|
адекватного восприятия
звучащей речи (высказываний взрослых
и сверстников, детских радиопередач,
аудиозаписей и др.);
|
|
•
|
работы со словарями;
|
|
•
|
соблюдения орфоэпических
норм;
|
|
•
|
создания в устной и письменной
форме несложных текстов по интересующей
младшего школьника тематике в форме
повествования и описания;
|
|
•
|
овладения нормами русского
речевого этикета в ситуациях
повседневного общения;
|
|
•
|
воспроизведения и создания
несложных лингвистических текстов;
|
|
•
|
разборчивого и аккуратного
списывания (70—90 слов) и письма под
диктовку текстов (75—85 слов) с изученными
орфограммами и пунктограммами (знаками
препинания).
|
ПРОГРАММА2
1
КЛАСС (48
ч)
Фонетика
и графика (27
ч)
Звуки
речи и слово. Звуки гласные и согласные,
буквы, их обозначающие. Обозначение
буквами е,
ё, ю, я двух
звуков в начале слова [йэ], [йо], [йу],
[йа]. Звук [й] и
буква й. Мягкие
и твердые согласные, обозначение мягкости
согласных на письме ь (мягким
знаком), буквами е,
ё, ю, я. Произношение
согласных перед звуком [и]. Только
мягкие согласные звуки [й], [ч],
[щ]. Только твердые
согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Произношение
и обозначение на письме слов с
сочетаниями жи — ши,
ча — ща, чу — щу. Соотношение
количества звуков и букв в таких словах,
как мел,
мель, яма, ель и т. д. Деление
слов на слоги. Перенос
слов. Ударение.
Произношение и обозначение на письме
ударных и безударных гласных (общее
знакомство). Согласные
звонкие и глухие, парные и непарные по
звонкости и глухости. Произношение
и обозначение на письме парных согласных
на конце слова и перед гласными (общее
знакомство).
Слово (11
ч)
Предмет
и слово. Действие и слово. Признак и
слово. Слово — имя собственное. Слова,
близкие по смыслу, слова, противоположные
по смыслу; слова и оттенки их лексического
значения. Эмоциональная окраска слова.
Синтаксис
и пунктуация (10
ч)
Предложение,
его смысловая и интонационная
законченность. Предложения,
различные по цели высказывания (без
терминологии) и эмоциональной окраске.
Интонация; предложения восклицательные
и невосклицательные. Оформление
предложения в устной речи (повышение и
понижение тона речи, пауза) и на письме
(знаки препинания: точка, вопросительный
и восклицательный знаки).
Слова
с непроверяемыми написаниями
Арбуз,
воробей, ворона, девочка, заяц, капуста,
карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик,
мебель, медведь, морковь, Москва, пальто,
петух, посуда, Россия, собака, сорока,
тарелка, учитель.
Требования
к уровню подготовки учащихся, оканчивающих
I класс
В
результате изучения русского языка в
I классе ученик должен знать / понимать: виды
предложений по цели высказывания (без
терминологии) и эмоциональной окраске,
предложения восклицательные и
невосклицательные по интонации; оформление
предложений на письме; смысл
близких детям по тематике пословиц и
поговорок; слова,
называющие предмет, действие предмета
и признак предмета; различие
между звуками и буквами; гласные и
согласные звуки и буквы, их
обозначающие; звук
[й] и буква й; слогообразующую
роль гласного звука в слове, деление
слова на слоги и для переноса; гласные
ударные и безударные; согласные
твердые и мягкие, обозначение мягкости
согласных на письме; согласные
только твердые, согласные только
мягкие; согласные,
парные по звонкости и глухости; соотношение
количества звуков и букв в таких словах,
как мел,
мель, яма, ель; использовать
приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни для: передачи
в устной речи эмоциональной окраски
предложений и выбора интонации,
соответствующей речевой
ситуации; соблюдения
орфоэпических норм (норм литературного
произношения) в наиболее употребительных
словах; оформления
на письме предложений, различных по
цели высказывания и эмоциональной
окраске; правильного употребления
знаков препинания в конце предложения
(точка, вопросительный и восклицательный
знаки); правильного употребления
прописной буквы в начале
предложения; деления
слов на слоги и для переноса; определения
ударного слога в слове; использования
прописной буквы в именах
собственных; написания
слов с сочетаниями жи — щи,
ча — ща, чу — щу; обозначения
в словах мягкости согласных звуков на
письме; правильного
написания слов типа пень,
яма; правописания
слов с непроверяемыми орфограммами; четкого,
без искажений написания строчных и
прописных букв, соединений,
слов; правильного
списывания слов и предложений, написанных
печатным и рукописным шрифтом; письма
под диктовку текстов (15—17 слов) с
известными орфограммами и знаками
препинания; устного
составления текста из 3—5 предложений,
разных по цели высказывания, на
определенную тему.
|